Симптомы заболевания
Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) в большинстве своем имеют нормальное умственное и эмоциональное развитие, обладают нормальным слухом, понимают речь, имеют выработанные артикуляционные навыки. Однако их развитие речи не отвечает общепринятым возрастным нормативам. ЗРР свидетельствует о том, что у ребенка нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса. Согласно нормам, он должен быть сформирован к 3-4 годам.
Задержка темпов речевого развития касается всех компонентов речи:
- словаря,
- грамматики,
- формирования звуков раннего онтогенеза,
- фразовой и связной речи.
Диагноз ЗРР ставится 3-10% детей дошкольного возраста. У мальчиков он отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР негативно отражается на психических процессах, поэтому нередко наблюдается параллельно с ЗПРР (задержкой психоречевого развития). Дислалия — наиболее распространенное нарушение звукопроизношения у дошкольников, детей старшего возраста и взрослых. Выражается в неправильном произношении звуков, слов. При данном виде расстройства речи малыш имеет нормальный слух и хороший лексикон.
Для ЗРР характерна следующая симптоматика:
- ребенок мало издает звуков, мало гулит и редко лепечет,
- первое слово было сказано после 1 года,
- ребенок до года не реагирует на общение с близкими, не улыбается,
- эхолалия (автоматическое повторение фраз) в возрасте полутора лет,
- в возрасте до 2 лет не реагирует на свое имя, не понимает элементарных просьб,
- в 3 года у детей отсутствует собственная речь – произносят заученные фразы, цитаты из мультфильмов, сказок;
- основными методами коммуникации являются мимика и жесты.
Задержка речевого и психоречевого развития не являются самостоятельными заболеваниями. Нередко это следствия отклонений в развитии центральной нервной системы и головного мозга. При ЗПРР – дети воспринимают речь лишь на бытовом уровне. Они не вступают в диалог, не понимают смысл сложных предложений. Дети играют в игры без сложного ролевого компонента, со значительным опозданием формируют бытовые навыки – не могут самостоятельно есть, ходить в туалет, одеваться.
При моторной алалии – дети понимают речь и выполняют просьбы, но не разговаривают. В большинстве случаев интеллект сохранен, сформированы бытовые навыки.
При сенсомоторной алалии дети слышат звуки, но речь не понимают. У них нет активного и пассивного словарного запаса – не запоминают названия предметов на слух, не произносят слова.
При нарушении дикции (дизартрии) – нарушено звукопроизношение, замедлен темп речи (брадилалия), слабое речевое дыхание, усиленное слюнотечение. Заболевание вызвано повреждением определенных отделов головного мозга.
При аутизме – дети могут механически произносить слова и фразы (эхолалия), понимать или не понимать речь, но не отвечать на нее. Аутизм сопровождается стереотипными движениями, аутоагрессией (ребенок может наносить себе повреждения – бить, кусать себя). Аутисты стараются не смотреть в глаза собеседнику, избирательны в пище, избегают контактов с посторонними.
Причины возникновения
Задержка речевого характера может иметь возникать на основании причин биологического и социального характера. В 1/3 случаев постановки диагноза ЗРР причины остаются невыясненными.
Биологические факторы, провоцирующие задержку развития речи:
• Минимальная мозговая дисфункция. Развивается в результате перинатальной энцефалопатией (перинатального поражения головного мозга). В анамнезе таких детей часто имеется внутриутробная гипоксия, внутриутробные инфекции, асфиксия в родах, переношенность, родовые травмы, недоношенность;
• Заболевания раннего возраста (неонатальные энцефалиты и менингиты, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые и длительные болезни с осложнениями, поствакцинальные осложнения);
• Наследственные факторы. В ряде случаев замедленное созревание нервной системы является генетически детерминированным – если родитель поздно заговорил, это предпосылка, что и ребенок столкнется с подобной проблемой;
• Тугоухость. Слуховой анализатор играет важную роль при становлении и развитии речи. Нарушения слуха могут провоцировать ЗРР.
Социальные факторы:
- Невостребованность речи. Возникает, если в семье не развита культура общения;
- Педагогическая запущенность. Отсутствует должное внимание со стороны родителей;
- Неблагоприятный климат в семье. Ребенок часто наблюдает ссоры, у него накапливается стресс, который может провоцировать задержку речевого развития;
- Дисгармоничный стиль воспитания. Это может быть доминирующая гиперпротекция, педагогическая непоследовательность и пр.;
- Психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР и дефекты отмечается у детей переживших сильный испуг, например, у тех которые побывали в зоне боевых действий;
- Билингвизм. Двуязычие кроме очевидных преимуществ, может создавать сложности с освоением грамматики родного языка, приводить к коммуникационным проблемам.
Выделяют следующие степени задержки речевого развития:
- I степень. Ребенок лепечет, не способен произносить связанные предложения, подражает звукам. Может произносить лишь отдельные слова, называть окружающие его предметы;
- II степень. Дети строят предложения, но они получаются незаконченными;
- III степень. Отмечается развернутая фразовая речь, но имеются отклонения в произношении звуков, грамматических формах слов.
Коррекция нарушения звукопроизношения у детей предполагает совместную работу невролога и логопеда. При наличии психологических факторов может подключиться детский психолог. Если при диагностике выявлены осложнения, дополнительно назначается медикаментозная терапия. Большую эффективность показывают логопедический массаж при ЗРР, артикуляционная гимнастика, массаж на развитие моторики и кинезиотейпирование.
Лечение тейпированием
Логопедическое тейпирование при задержке речевого развития обеспечивает колоссальную помощь в борьбе с речевыми проблемами. Язык иннервируется 5 парами черепно-мозговых нервов: тройничными, лицевыми, языкоглоточными, подъязычными, блуждающими. При поражении подъязычного нерва у детей происходит отклонение языка в пораженную сторону, нахождение языка вне полости рта. Места проекции подъязычного нерва находятся в проекции заднего брюшка двубрюшной мышцы и в поднижнечелюстном треугольнике.
Специальные эластичные ленты действуют опосредованное, через кожу, на рецепторы нервные окончания, обеспечивая нейрорефлекторное воздействие.
Тейпирование при ЗРР позволяет решать широкий круг задач:
- ускорить исправление звукопроизношения,
- снизить гиперсаливацию (слюнотечение),
- закрепить эффект логопедического массажа,
- повысить качество выполнения артикуляционной гимнастики,
- нормализовать тонус мышц ВНЧС, улучшить носовое дыхание,
- «запустить» речь,
- нормализовать тонус мышц губ и щек и пр.
Тейпы воздействуют на определенные точки, «обращая внимание» головного мозга на неработающие мышцы, входящие в артикуляционный аппарат. Мозг учится управлять этими мышцами, «принуждает» их трудиться (при гипотонусе) или расслабляет (при гипертонусе). Аппликация из кинезио лент не мешает движению артикуляционной и мимической мускулатуры. Наоборот, тейпы помогают мышцам «вырабатывать» правильные движения с нужной силой. Благодаря высокой эффективности и безопасности данный метод стремительно набирает популярность.
Схемы наклеивания
Для аппликации потребуется подготовить малоразмерные кросс-тейпы. Для воздействия на точки выхода подъязычного нерва.
Первый тейп отделяется от подложки. Слегка массируется место выхода подъязычного нерва, тейп фиксируется слева чуть ниже мочки уха в месте проекции заднего брюшка двубрюшной мышцы. Слегка массируется для активации клеевого слоя.
Далее тейпирование подъязычного нерва проводится в месте выхода в поднижнечелюстном треугольнике. Второй пластырь наклеивается чуть левее от центра подбородка.
Аппликации повторяем с правой стороны. Данный метод позволяет зафиксировать язык в правильном положении и улучшить звукопроизношение.
При нарушении носового дыхания дополнительно тейпы наклеивают на область гайморовых и фронтальных пазух.