Тейпирование при задержке речевого развития

Задержка речевого развития у детей сопровождается отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам, и связной речи к 3 годам. Проблема характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, а также несформированностью экспрессивной речи. Дети с таким диагнозом нуждаются в консультации детского невролога, логопеда, психолога, отоларинголога, массажиста. Лечение задержки речевого развития может включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь, логопедический массаж, кинезиотейпирование.

Симптомы заболевания

Симптомы ЗРР

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) в большинстве своем имеют нормальное умственное и эмоциональное развитие, обладают нормальным слухом, понимают речь, имеют выработанные артикуляционные навыки. Однако их развитие речи не отвечает общепринятым возрастным нормативам. ЗРР свидетельствует о том, что у ребенка нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса. Согласно нормам, он должен быть сформирован к 3-4 годам.

Задержка темпов речевого развития касается всех компонентов речи:

  • словаря,
  • грамматики,
  • формирования звуков раннего онтогенеза,
  • фразовой и связной речи.

Диагноз ЗРР ставится 3-10% детей дошкольного возраста. У мальчиков он отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР негативно отражается на психических процессах, поэтому нередко наблюдается параллельно с ЗПРР (задержкой психоречевого развития). Дислалия — наиболее распространенное нарушение звукопроизношения у дошкольников, детей старшего возраста и взрослых. Выражается в неправильном произношении звуков, слов. При данном виде расстройства речи малыш имеет нормальный слух и хороший лексикон.

Для ЗРР характерна следующая симптоматика:

  • ребенок мало издает звуков, мало гулит и редко лепечет,
  • первое слово было сказано после 1 года,
  • ребенок до года не реагирует на общение с близкими, не улыбается,
  • эхолалия (автоматическое повторение фраз) в возрасте полутора лет,
  • в возрасте до 2 лет не реагирует на свое имя, не понимает элементарных просьб,
  • в 3 года у детей отсутствует собственная речь – произносят заученные фразы, цитаты из мультфильмов, сказок;
  • основными методами коммуникации являются мимика и жесты.

5_онлайн практикумы.jpg

Задержка речевого и психоречевого развития не являются самостоятельными заболеваниями. Нередко это следствия отклонений в развитии центральной нервной системы и головного мозга. При ЗПРР – дети воспринимают речь лишь на бытовом уровне. Они не вступают в диалог, не понимают смысл сложных предложений. Дети играют в игры без сложного ролевого компонента, со значительным опозданием формируют бытовые навыки – не могут самостоятельно есть, ходить в туалет, одеваться.

При моторной алалии – дети понимают речь и выполняют просьбы, но не разговаривают. В большинстве случаев интеллект сохранен, сформированы бытовые навыки.

При сенсомоторной алалии дети слышат звуки, но речь не понимают. У них нет активного и пассивного словарного запаса – не запоминают названия предметов на слух, не произносят слова.

При нарушении дикции (дизартрии) – нарушено звукопроизношение, замедлен темп речи (брадилалия), слабое речевое дыхание, усиленное слюнотечение. Заболевание вызвано повреждением определенных отделов головного мозга.

При аутизме – дети могут механически произносить слова и фразы (эхолалия), понимать или не понимать речь, но не отвечать на нее. Аутизм сопровождается стереотипными движениями, аутоагрессией (ребенок может наносить себе повреждения – бить, кусать себя). Аутисты стараются не смотреть в глаза собеседнику, избирательны в пище, избегают контактов с посторонними.

Причины возникновения

Задержка речевого характера может иметь возникать на основании причин биологического и социального характера. В 1/3 случаев постановки диагноза ЗРР причины остаются невыясненными.

Биологические факторы, провоцирующие задержку развития речи:

• Минимальная мозговая дисфункция. Развивается в результате перинатальной энцефалопатией (перинатального поражения головного мозга). В анамнезе таких детей часто имеется внутриутробная гипоксия, внутриутробные инфекции, асфиксия в родах, переношенность, родовые травмы, недоношенность;

• Заболевания раннего возраста (неонатальные энцефалиты и менингиты, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые и длительные болезни с осложнениями, поствакцинальные осложнения);

• Наследственные факторы. В ряде случаев замедленное созревание нервной системы является генетически детерминированным – если родитель поздно заговорил, это предпосылка, что и ребенок столкнется с подобной проблемой;

• Тугоухость. Слуховой анализатор играет важную роль при становлении и развитии речи. Нарушения слуха могут провоцировать ЗРР.

Социальные факторы:

  • Невостребованность речи. Возникает, если в семье не развита культура общения;
  • Педагогическая запущенность. Отсутствует должное внимание со стороны родителей;
  • Неблагоприятный климат в семье. Ребенок часто наблюдает ссоры, у него накапливается стресс, который может провоцировать задержку речевого развития;
  • Дисгармоничный стиль воспитания. Это может быть доминирующая гиперпротекция, педагогическая непоследовательность и пр.;
  • Психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР и дефекты отмечается у детей переживших сильный испуг, например, у тех которые побывали в зоне боевых действий;
  • Билингвизм. Двуязычие кроме очевидных преимуществ, может создавать сложности с освоением грамматики родного языка, приводить к коммуникационным проблемам.

8_тейпы.png

Выделяют следующие степени задержки речевого развития:

  • I степень. Ребенок лепечет, не способен произносить связанные предложения, подражает звукам. Может произносить лишь отдельные слова, называть окружающие его предметы;
  • II степень. Дети строят предложения, но они получаются незаконченными;
  • III степень. Отмечается развернутая фразовая речь, но имеются отклонения в произношении звуков, грамматических формах слов.

Коррекция нарушения звукопроизношения у детей предполагает совместную работу невролога и логопеда. При наличии психологических факторов может подключиться детский психолог. Если при диагностике выявлены осложнения, дополнительно назначается медикаментозная терапия. Большую эффективность показывают логопедический массаж при ЗРР, артикуляционная гимнастика, массаж на развитие моторики и кинезиотейпирование.

Лечение тейпированием

Логопедическое тейпирование при задержке речевого развития обеспечивает колоссальную помощь в борьбе с речевыми проблемами. Язык иннервируется 5 парами черепно-мозговых нервов: тройничными, лицевыми, языкоглоточными, подъязычными, блуждающими. При поражении подъязычного нерва у детей происходит отклонение языка в пораженную сторону, нахождение языка вне полости рта. Места проекции подъязычного нерва находятся в проекции заднего брюшка двубрюшной мышцы и в поднижнечелюстном треугольнике.

Специальные эластичные ленты действуют опосредованное, через кожу, на рецепторы нервные окончания, обеспечивая нейрорефлекторное воздействие.

Тейпирование при ЗРР позволяет решать широкий круг задач:

  • ускорить исправление звукопроизношения,
  • снизить гиперсаливацию (слюнотечение),
  • закрепить эффект логопедического массажа,
  • повысить качество выполнения артикуляционной гимнастики,
  • нормализовать тонус мышц ВНЧС, улучшить носовое дыхание,
  • «запустить» речь,
  • нормализовать тонус мышц губ и щек и пр.

Тейпы воздействуют на определенные точки, «обращая внимание» головного мозга на неработающие мышцы, входящие в артикуляционный аппарат. Мозг учится управлять этими мышцами, «принуждает» их трудиться (при гипотонусе) или расслабляет (при гипертонусе). Аппликация из кинезио лент не мешает движению артикуляционной и мимической мускулатуры. Наоборот, тейпы помогают мышцам «вырабатывать» правильные движения с нужной силой. Благодаря высокой эффективности и безопасности данный метод стремительно набирает популярность.

Схемы наклеивания

Аппликация при ЗРР

Для аппликации потребуется подготовить малоразмерные кросс-тейпы. Для воздействия на точки выхода подъязычного нерва.

Первый тейп отделяется от подложки. Слегка массируется место выхода подъязычного нерва, тейп фиксируется слева чуть ниже мочки уха в месте проекции заднего брюшка двубрюшной мышцы. Слегка массируется для активации клеевого слоя.

Далее тейпирование подъязычного нерва проводится в месте выхода в поднижнечелюстном треугольнике. Второй пластырь наклеивается чуть левее от центра подбородка.

Аппликации повторяем с правой стороны. Данный метод позволяет зафиксировать язык в правильном положении и улучшить звукопроизношение.

При нарушении носового дыхания дополнительно тейпы наклеивают на область гайморовых и фронтальных пазух.

О том как можно обучиться полезным аппликациям, Вы можете на мини курсах по тейпированию. Пробуйте, экспериментируйте и у Вас обязательно всё получится!

Обучение тейпированию.png

Если вы уже владеете тейпированием и хотите повысить свою квалификацию и стать высокоэффективным и многофункциональным специалистом, мы предлагаем вам обучение на наших онлайн курсах.

Наше обучение соответствует Евростандарту и Национальному стандарту, Академия проводит обучение с 2013 года и обучила более 17000 человек, на онлайн курсах обучено более 10000 человек.

Кликайте на баннер и выбирайте курс на ваше усмотрение.

курсы по тейпированию.png

Желаем вам успехов и благодарных пациентов.

Читать статьи на тему "Тейпирование лица"
Ближайшие семинары
в удобное время
Онлайн - дистанционно
Зайцева Елена Сергеевна
Онлайн-курс
7 100 руб.
18 мая 2 дня
Москва
Зайцева Елена Сергеевна
Семинар
16 000 руб.

"Мини курс "Основы терапевтического тейпирования (ортотейпинг)"

"Базовый курс Терапевтического Тейпирования (ортотейпинга)"
Кинезиологические тейпы по выгодным ценам
Тейпы, которые мы используем при обучении, доступны для заказа в магазине. Переходите на сайт и оформляйте заказ тейпов!
Подписывайтесь на нашу
группу Вконтакте
Есть вопросы? Связаться с нами: