Признаки нарушения
Основными причинами неправильного звукопроизношения у детей являются:
-
нарушения слуха, неправильная слуховая дифференциация звуков;
-
недостаточная подвижность артикуляционных органов;
-
нарушение анатомии артикуляционного аппарата;
-
неправильная речь людей, окружающих ребенка;
-
недостаточное внимание со стороны взрослых к речи ребенка.
Дефектное произношение звуков К, Г, Х, относящихся к одной фонетической группе, называют мономорфным.
Нарушение заднеязычных звуков выражаются следующим образом:
-
заднеязычный звук Г, заменяется на К с южно-русским придыханием,
-
происходит замена звуков внутри группы – звука К на звук Х или Г на К,
-
мягкая форма Кь, может заменяться на боковые Дь, Ть,
-
отсутствуют заднеязычные согласные звуки, например, «усь», «от» вместо «гусь», «кот»,
-
звуки едва слышно - при произношении К, Г, спинка языка не смыкается с нёбом.
Причины возникновения
Факторы, провоцирующие речевые дефекты могут носить разный характер:
-
Органические. Слишком узкое и высокое твердое нёбо, затрудняющее образование плотной язычно-нёбной занавески. Другими словами, язык не достает до нёба. Еще одна причина – парез подъязычной мышцы;
-
Функциональные. Ребенок находится в неполноценной речевой среде. Неправильное произношение возникает в результат поражения.
Нередко причиной нарушения произношения звуков становятся нарушения центральной нервной системы. Они сопровождаются проблемами с артикуляционной моторикой (дизартрией). Проявляется она в виде снижения тонуса артикуляционных (шилоязычной, шилоподъязычной, двубрюшной, шилощитовидной) мышц, отвечающих за произношение. Также могут отмечаться гиперкинезы языка, расстройства голосообразования, синкинезий и пр.
Лечение тейпированием
Зачастую ребенку сложно правильно произносить те звуки, которые наиболее сложны по артикуляции – требуется дифференцированное движение органов речи.
Вы таких случаях рекомендуется логопедическое тейпирование, которое обеспечивает:
-
ускоренную постановку звука/звуков,
-
улучшение кровообращения органов артикуляционного аппарата,
-
повышение иннервации тканей,
-
воздействие на функцию голоса,
-
решение проблем, связанных с глотанием и гиперсаливацией.
Эффект от тейпирования заметен уже после первых процедур. Суть процедуры заключается в наложении специальных эластичных гипоаллергенных лент из 100% хлопка или искусственного шелка, кросс-тейпов. С их помощью обеспечивается возможность непрерывного лечебно-корректирующего воздействие на протяжении 3-5 суток. Эластичность лент обеспечивает комфортное ношение. Возможность выбора детских дизайнов и расцветок позволяет сделать процедуру более приятной для ребенка.
Схемы наклеивания
Накладывание лент проводится по следующим схемам:
-
Тейпируется двубрюшная мышца. Подготавливаются 4 кросс-тейпа. Для маленьких детей оптимален размер А.
-
Пациент поднимает подбородок;
-
Первая пара тейпов накладывается непосредственно под подбородок слева и справа (на места крепления двубрюшных мышц к подбородку);
-
Вторая пара кросс-тейпов фиксируется на линии подъязычной кости (место наложения определяется методом пальпации хряща – над ним находится подъязычная кость) слева и справа. Аппликации растираются с целью активации клея;
-
Рекомендуется выполнить с ребенком артикуляционную гимнастику. Качество произношения звуков повышается буквально спустя 10-15 минут после наложения аппликации;
-
Тейпируется шилоязычная мышца. Располагается она от шиловидного и сосцевидного отростков височной кости до начала подъязычной кости. Прощупываем место крепления шиловидной мышцы. Разрываем кросс-тейп 4 полоски вместе с подложкой. Первую полоску фиксируем в начале шилоязычной мышцы. Вторая полоска накладывается в область подъязычной кости. Тоже самое повторяется с другой стороны. Аппликации растираются пальцами для активации.
Тейпирование двубрюшной и шилоязычной мышц рекомендуется чередовать. Тейпинг подъязычного нерва может сочетаться с любой из приведенных выше аппликаций. Подъязычный нерв располагается в нижнечелюстном треугольнике.
Процедура проводится в следующем порядке:
-
Подготавливаются 4 кросс-тейпа;
-
Первый тейп фиксируется в нижнечелюстной треугольник, массируется;
-
Второй - фиксируется в области проекции корня языка, третий – с противоположной стороны. Через некоторое время пациент начинает лучше ощущать свой язык, отмечается повышение его подвижности. Данный способ аппликации обеспечивает высокую эффективность при коррекции звукопроизношения.
Предлагаем освоить методику логопедического тейпирования и массажа. Обучение проводится в дистанционном формате на базе нашей «Академии ТТ».
По окончании курсов выдаются соответствующие сертификаты Евростандарта.
Подробнее об онлайн курсах смотрите – https://academy-tt.com/
Пройдите обучение и получите практические навыки во благо ваших пациентов