Симптомы заболевания
Симптомы нарушений голоса делят на две группы:
-
Органические. Развиваются при хронических заболеваниях, поражениях нервно-мышечного аппарата гортани или несмыкания голосовых складок. Происходит утрата нормального звучания, возникает повышенная утомляемость, пациент перестает справляться с определенными голосовыми нагрузками. Могут отмечаться неприятные ощущения в горле – першение, саднение, боль, «комок», сдавливание. Также нарушение речевой функции может быть связано с развитием опухолей и усугубляться по мере роста образований. В случае периферических парезов и параличей гортани голос становится хриплым, возникает рефлекторный кашель, отмечается расстройство дыхания. При центральных парезах и параличах гортани при анартрии и дизартрии голос становится монотонным, тихим, прерывистым. Органические нарушения у детей раннего возраста сопровождаются затруднениями произношения звуков, общим отставанием в речевом развитии;
-
Функциональные. Периферические речевые нарушения голоса такие, как фонастения, относятся к профессиональным заболеванием, свойственным представителям голосоречевых профессий. Симптомами являются прерывание (осечка), охриплость, быстрая утомляемость голоса, невозможность регулировать его силу. В остром периоде возможно полное пропадание голоса. Фонастения чаще всего не требует специального лечения. Для восстановления речевой функции достаточно отдыха. При гипотонусной дисфонии, развивающейся по причине пареза внутренних мышц гортани, возникает осиплость голоса, отмечаются боли в области затылка и шеи, возможна шепотная речь. Гипертонусная дисфония развивается на фоне тонического спазма - голос становится глухим, грубым. При афонии возможно его полное исчезновение. Функциональные нарушения голоса центрального типа могут предусматривать одномоментное пропадание речи, в том числе шепотной, при сохранении звучного смеха, кашля.
Причины возникновения
Нарушения голоса у детей и взрослых могут происходить в результате целого ряда функциональных и патологических факторов.
Наиболее распространенными причинами данных проблем являются:
-
параличи органов голосового аппарата,
-
воспаление гортани или голосовых связок (например, хронический ларингит),
-
церебральный паралич у детей,
-
периферические параличи и парезы,
-
стенозы гортани,
-
нарушения в работе эндокринной системы,
-
заболевания центральной нервной системы,
-
развитие опухолей в гортани,
-
травмы, ожоги верхних дыхательных путей,
-
образование послеоперационных рубцов в гортани,
-
психологические травмы,
-
вредные привычки – курение, употребление алкоголя,
-
операции по удалению голосовых связок,
-
чрезмерные голосовые нагрузки,
-
патологическая мутации глосса у подростков,
-
двусторонний миопатический парез на фоне ОРВИ, гриппа, дифтерии, перенапряжения голоса,
-
гипертоническая спастическая дисфония и афония.
Классификация нарушений голоса функционального типа предусматривает 2 группы:
-
Центральные. К данной категории относятся проблемы, имеющие психогенное происхождение. Отмечается отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, при этом сохраняется шепотная речь, громкий смех;
-
Периферические. Обусловлены перенапряжением голосовых связок, зачастую при неправильном пользовании голосом. К данной группе относят фонастению (профессиональные болезни), атрофию, дисфонию.
Длительные функциональные нарушения приводят к стойким органическим изменениям.
Преодоление нарушений голоса предусматривает применение разных подходов:
-
медицинские мероприятия (медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство, психотерапия, физиотерапевтическое лечение);
-
логопедическая коррекция звукопроизношения. Чем раньше начать работу по устранению нарушений, тем выше шансы предупредить фиксацию патологической голосоподачи и развития невротических реакций на дефект.
Логопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может включать:
-
психотерапию (при психогенной афонии),
-
артикуляционную и дыхательную гимнастику,
-
фонопедические упражнения,
-
развитие координации фонации,
-
введение голоса в свободное речевое общение,
-
автоматизацию полученных навыков.
Итак, существует множество патологий, провоцирующих расстройство речевого голоса. Эффективность лечения во многом зависит от факторов, которые спровоцировали проблему. При нарушениях голоса пациент должен получить консультацию отоларинголога и фониатра с исследованием голосовой функции, пройти обследование у логопеда. При нарушении патологического характера редко удается полностью восстановить функции голосового аппарата, однако можно улучшить звучание голоса. Если это функциональные нарушения, логопедическое тейпирование у детей и взрослых позволяет с большой вероятностью устранить их полностью.
Лечение тейпированием
Кинезиотейпирование – эффективный способ симптоматического лечения и профилактики развития проблем с голосом у детей и взрослых. Основное «мишенью» тейпирования выступает артикуляционная мускулатура. С помощью специальных эластичных лент обеспечивается эффективная коррекция нарушений голоса. Ленты действуют опосредственно (через кожу), на расположенные в ней нервные окончания и рецепторы. В результате достигается мощное нейрорефлекторное воздействие. Тейпы дают возможность работать с фасциями – поверхностными и связанными с ними более глубокими тканями. Такой метод воздействия обеспечивает улучшение локальной микроциркуляции лимфотока.
Тейпирование дает следующие эффекты:
-
Стимуляция рецепторов (проприорецепторов). Улучшается подача рефлекторного сигнала нервной системы о мышечной проблеме;
-
Лифтинг-эффект. Кинезио лента поднимает ткани над артикуляционными мышцами, нормализуется микроциркуляция, обеспечиваются оптимальные условия для функционирования мышц;
-
Эффект раздражения. Из-за создания непривычного положения обеспечивается стимуляция активности мышц, вырабатывается правильный речевой стереотип.
Схемы наклеивания
Подготавливается стандартный тейп шириной 5 см. Длина ленты отмеряется от подбородка до ключицы. Один конец тейпа разрезается на 4 полоски веерообразно. Неразрезанный якорь фиксируется в области подбородка. Пациент приподнимает голову. Полосы приклеиваются без натяжения в обход щитовидной железы. Удобнее начинать с фиксации наружных хвостиков. Затем фиксируются внутренние ленты. Максимальной эффективности можно достичь путем комбинации логопедического тейпирования и массажа.
Освоить технику кинезиотейпирования можно на наших онлайн-курсах в «Академии ТТ». Вы получите необходимый объем теоретических знаний и практических навыков. По окончании курсов выдаются соответствующие сертификаты Евростандарта.
Подробнее об онлайн курсах смотрите – https://academy-tt.com/
Пройдите обучение и получите практические навыки во благо ваших пациентов