Чаще всего на приёме у логопеда наблюдаются дети, у которых «каша во рту». Родители не понимают его речь. А дети очень сильно расстраиваются, плачут и в результате даже возникают конфликты. Ситуация на самом деле серьёзная, поскольку это не просто конфликты между ребёнком и мамой, но также и между мамой и папой, между родителями и бабушками. Поэтому помощь должна оказываться как можно раньше и комплексно не только с участием логопеда, но также и невролога, и специалистов мануальных техник (массажисты, остеопаты и т.д.)
Давайте разбираться по порядку.
Что такое дизартрия.
Один и самых распространённых диагнозов в подобных случаях – это дизартрия.
Но речь сейчас не столько о дизартрии, сколько о её проявлениях.
По-научному определение дизартрии - это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата.
Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным. Страдает и голос, который может быть резким или наоборот тихим и слабым.
Именно поэтому рекомендуется консультация у невролога.
А в виду нарушения иннервации мышц, страдают и их функции (как правило нарушение тонуса и нарушение подвижности). А также нарушение чувствительности органов артикуляционного аппарата. Ребёнок с дизартрии просто не может в полном объеме пользоваться мимической мускулатурой (например, щечная мышца, круговая мышца рта), которая непосредственно участвует в формировании речи. Так же нарушается иннервация и тонус мышц языка. А ввиду нарушения чувствительности кожи лица обедняется мимика. Поэтому таким детям часто назначается массаж и логопедический массаж.
Про массаж, про мануальные техники написано много статей, а вот ещё один симптом, который, однако бывает не всегда – это проблемы с голосом, качества голоса у детей
Можно ли тут помочь ребёнку (или взрослому человеку) при помощи мануальных техник или триады тейпирования?
Нарушение голоса. Качества голоса у детей.
Нарушение голоса имеет своё четкое определение.
Нарушение голосовой функции, которое выражается слабостью, хрипотой и осиплостью называется дисфония. Нужно отметить, что это неполное нарушение голоса, потому что голос присутствует. Поэтому необходимо работать над качеством голоса у детей.
При дисфонии сохраняется шепотная речь, возникает дребезжание голоса.
Согласно МКБ для дисфонии присвоен код.
По МКБ 10 R-49.0 (нарушения голоса)
По МКБ 11MA82.1 Дисфония
Данная патология имеет обратимый характер и хорошо поддается лечению.
Существует 2 вида дисфонии:
1. Органическая.
Она возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани (ларингит, ларинготрахеит).
2. Функциональная.
Возникает на фоне различных неврологических, психологических и эндокринных расстройств.
Причин, которые могут привести к нарушению голоса много. И именно от причин зависит какой вид дисфонии у человека.
Так причинами органической дисфонии могут стать:
1. Сосудистые аномалии. В гортани формируется комок сосудов, что является следствием сбоев в эмбиогенезе.
2. Расщелины между нёбом и губой.
3. Полное отсутствие (недоразвитие) голосовых связок.
4. Инфекционные заболевания.
5. Сужение гортанного просвета.
6. Проведение хирургических вмешательств на гортани.
7. Попадание инородного тела.
Причины функциональной дисфонии могут быть:
1. Обструкция верхних дыхательных путей.
2. Заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, эндокринной системы.
3. Большие нагрузки на речевой аппарат (чаще всего у людей, чья работа связана с постоянным говорением или пением). Н
4. Психические расстройства.
5. Последствия стресса.
6. Прием некоторых лекарственных препаратов.
Лечение дисфонии.
Лечение должно быть комплексным.
Назначается и медикаментозно лечение и физиотерапию и занятия с логопедом.
В занятия с логопедом входят:
1. Фонопедические упражнения. Развитие устойчивость тональности, тембра, диапазона, интонации и выразительности голоса.
2. Специальные упражнения, направленные на мышечную стимуляцию. Проводятся занятия на расслабление голосовых связок, гимнастика нижней челюсти и мягкого нёба, активизация небной занавески.
3. Упражнения на коррекцию силы звучания.
Тейпирование в логопедии
В комплекс мероприятий можно включить и триаду тейпирования.
Особенно хорошо тейпирование подходит для комплексной работы для занятий с логопедом. Именно тейпирование позволяет улучшить мышечную стимуляцию, рефлекторно воздействовать на тонус мягкого нёба, улучшить силу звучания голоса (качество голоса у детей).
Всё это значительно ускоряет процесс лечения. А главное, что триаду тейпирования можно применять независимо от возраста пациента и от его способности заниматься. Не каждый ребёнок готов активно выполнять упражнения.
Аппликация для коррекции дисфонии.
Есть одна аппликация, которая себя хорошо показала для работы с детьми с проблемами голоса. Её очень хорошо применять не только у детей с нарушением голоса, но также и у взрослых.
Результаты наступают гораздо быстрее. Аппликация не занимает много времени, её можно использовать на занятии и работать она начинает уже через 5 минут после наклеивания.
Улучшается не только качество голоса, но также и плавность речи, а звуки произносится более четко.
Снижется нагрузка на голосовой аппарат, что особенно полезно людям, чья работа связна с постоянным говорением или пением. В частности, она полезна и самим логопедам.
Один из вариантов выполнения аппликации – это аппликация ортотейпом.
Для аппликации понадобится ортотейп, спиртовая салфетка и ножницы.
Тейп можно использовать любого цвета.
1. Отмерить необходимую длину: от подбородка до ключиц. При этом лучше попросить пациента поднять голову, так замер будет точнее.
2. При необходимости заузить тейп на 1 см (если ребёнок маленький)
3. На якорь оставить 3 см, а остальную часть тейпа разрезать вдоль ни 4 одинаковых части.
4. Обезжирить кожу в месте аппликации. Детям не обязательно, особенно т если аппликация выполняется на занятие. Взрослым желательно, поскольку аппликация не будет держаться.
5. Отделить от подложки якорь и наклеить под подбородок. Попросить пациента поднять голову и распределить ножки тейпа таким образом, чтобы они равномерно распределялись по шее, обходя область гортани. Концы тейпа должны заходить на ключицу.
6. Пригладить тейп и попросить пациента опустить голову. При правильно выполненной аппликации образуются складки на тейпе (конволюция).
Можно выполнять эту аппликацию и в положении лёжа, для чего подложить под голову небольшой валик.
Аппликацию можно носить от 20 минут до суток. При выраженном зуде следует незамедлительно снять.
Если аппликация мешает глотать или оттягивает нижнюю челюсть вниз, то это говорит о нарушении техники выполнения аппликации, а именно натяжении тейпа во время наклеивания.
Обязательно попробуйте эту аппликацию.
Хотите смотреть еще 50 видео?
Смотрите здесь - https://youtube.com/playlist?list=PLpjC8p50J-a7Pu6mgo6FHAjLKHHXUvx8l
Если у вас нет детей с описанными симптомами дисфонии, то попробуйте её на детях, у которых проблемы с озвучиванием звонких согласных, вы обязательно увидите результат.
Конечно для коррекции дисфонии недостаточно одной только аппликации.
Есть аппликации и для улучшения чувствительности и подвижности мягкого нёба, и для улучшения речевого дыхания, без чего так же невозможно голосообразования.
Об этом и других сопутвующих проблемах вы можете узнать на онлайн курсе «Тейпирование в логопедии».
Получите инструмент, который позволит вам получать вот такие результаты.
Коллега. Хотите увеличить продуктивность своей работы? Улучшить качество жизни своих пациентов? Тогда самое время освоить технику триады тейпирования!
Тейпирование – это не сложно, не требует дорогого оборудования, можно использовать в любых условиях и климатических зонах.
Освоить тейпирование может каждый!
Тейпирование обучение
Начните с мини курса БЕЗ оплаты
Вы сможете выбрать тот мини курс по тейпированию который вам сейчас наиболее подходит.
Кликайте на баннер и выбирайте курс
Если вы уже знакомы с тейпированием и хотите повысить свой профессиональный уровень, повысить свою эффективность как специалиста, то мы предлагаем профессиональный курс
"Тейпирование в практике логопеда, дефектолога и массажиста"
5 модулей, 30 специально снятых уроков (время обучения 16 часов)
Цель курса: овладеть навыками тейпирования для коррекции звукопроизношения, постановки звуков, улучшения иннервации и кровообращения органов артикуляционного аппарата, решения проблем с гиперсаливацией и глотанием.
Вы получите только проверенные навыки, которые сможете применять сразу же в своей практике (еще во время обучения).